Уже на второй неделе жизни ребенок уже иногда бодрствует в кроватке, двигает с трудом членами, преимущественно в больших суставах, и осматривается как бы с удивлением. Если укрывать здорового грудного ребенка, то он начинает сучить ножками; если он лежит вяло и неподвижно, то это — определенный признак тяжело нарушенного общего его состояния.
Настроение грудного ребенка всегда веселое; если не обращать внимания на крик, которым он выражает свои желания (других средств, для этого в его распоряжении и нет), то он обычно спокоен, весел, невозмутим. Плохо, если там, где находится маленький грудной ребенок, около него все ходят в войлочных туфлях, избегают малейшего шума, игры на пианино и так далее — это говорит, что тут что-то неладно, причем причиной далеко не всегда является ребенок. Несомненно бывают дети, которые с первых дней жизни неспокойны и без видимых оснований протестуют против всего окружающего,- это дети-невропаты. Но если ребенок вначале был физиологически спокоен, а затем с известного времени, которое мать обыкновенно очень точно может указать, впадает в беспокойство, то можно предположить, даже если исследование его ничего не обнаруживает, что у ребенка имеются какие-то нарушения.
Здоровый ребенок развивается далее физиологическим образом, то есть все функции на каждой ступени его развития приобретаются своевременно. Как часто матери радуются на детей, у которых формы округляются, но которые сильно отстают в умственном развитии; дети с нарушенным питанием являются всегда в той или другой степени отсталыми. Наконец мы должны желать, чтобы ребенок имел нормальную способность сопротивления экзогенным вредностям. Самая частая из таких вредностей, которой почти каждый ребенок обычно подвергается, обусловлена инфекцией. Нормальная реакция против последней есть почти обязательное свойство естественного вскармливания, тогда как пониженная способность к реакции, бывает самым частым результатом искусственного вскармливания, причем может иметь место и у детей с хорошей кривой веса; таким образом она представляет особенно тонкий и практически очень важный критерий недостаточного питания. Задача последнего значит состоит в том, чтобы сохранив и повысить энергию ребенка, иначе последний под влиянием расстройств питания становится игрушкой бесчисленных вредностей, от которых его даже при самом тщательном уходе нельзя бывает уберечь.
К критериям развития ребенка относится, далее, характер его стула.
При естественном вскармливании и при хорошем развитии ребенка все же мы нередко наблюдаем очень жидкий, часто зеленый, с комками, а также слизистый стул. Кто судит только по этому последнему, а не по ребенку, тот приходит к предположению о наличности в данном случае поноса. При искусственном вскармливании ребенка такой стул у него действительно может говорить о поносе с нарушением общего состояния и потерей веса. Псевдодиспептический стул у грудных детей наблюдается только при патологически усиленном раздражении толстых кишок или повышенной раздражимости слизистых оболочек (экссудативный диатез, невропатия). Если ребенок развивается правильно, то не следует вносить поправок в естественное вскармливание; если же развитие ребенка задерживается, он беспокоится, ягодичная область у него представляется воспаленной, то можно без труда устранить эти расстройства небольшой добавкой к грудному молоку богатой белком пищи. Запор у грудных детей большею частью бывает не настоящий, а ложный; где это исключается, то речь может идти или о повышенном тонусе сфинктера или о кишечных аномалиях всякого рода.
Если грудной ребенок находится в учреждении, то у него насколько возможно должны отмечаться все детали, характеризующие его развитие. А для дома молодым родителям можно приобрести вебкамеру и купить программу для видеонаблюдения для пк, чтобы даже находясь в другой комнате, всегда видеть чем занимается малыш.
Ужас, как я замучился после второй недели с новорожденным! Сон пропал, нервы на пределе, каждый крик пронзает мозг. Не представлял, что так тяжело быть родителем.
Пока мать дома лежала, я вынужден был кормить пелёнку и ухаживать за ней. Это было непросто, хорошо, что хоть на работу не ходил.
Новорожденные второй недели могут начать показывать больше интереса к окружающему миру, быть более активными и реагировать на звуки и движения. Важно продолжать уделять им достаточно внимания, ласки и заботы для их здорового развития.